Stas upolnomochen zayavit (stafku74) wrote,
Stas upolnomochen zayavit
stafku74

Правда города Златоуста? (продолжение)

Начало: (URL: http://stafku74.livejournal.com/3261.html)
Читать с самого начала: (URL: http://stafku74.livejournal.com/1102.html)

Константин Васильев.



Несколько важных фактов его биографии.

Родился он 3 сентября 1942 года в оккупированном фашистами городе Майкопе (оккупация была с начала августа 1942-го по конец января 1943 годов). Отец Константина, Алексей Алексеевич Васильев, – большевик, участник трех войн (в гражданскую войну был бойцом Чапаевской дивизии, а во время фашистской оккупации был в партизанском отряде). Перед Великой Отечественной войной был в Майкопе главным инженером крупного предприятия, где и познакомился с будущей мамой Константина Васильева, Клавдией Парменовной Шишкиной (работала техником-технологом), которая была на 19 лет младше Алексея Алексеевича. Отец был очень

эрудированным человеком, в доме была огромная библиотека. Это сыграло важную роль в интеллектуальном развитии будущего художника. Васильев всегда легко и хорошо учился и был разносторонне развит. С 1949 года жил в посёлке Васильево Зеленодольского района, расположенном недалеко от Казани. В 1961 году окончил Казанское художественное училище, после чего работал художником-оформителем на предприятии и учителем рисования и черчения в средней школе посёлка Васильево.

В 1967 году в семье Васильевых произошла трагедия. Костина младшая сестра Людмила получила смертельную дозу радиации, искупавшись в озере, когда была у тёти в гостях, и буквально угасла в течение трех месяцев после возвращения с Урала. Людмиле было 17 лет, и она была любимой сестрой Константина. Между ними была особая, духовная связь. Она часто помогала ему своими советами в его работе. Например, триптих «Рождение Дуная» Васильев создавал, прислушиваясь к советам своей уже больной умирающей сестры. Как знать, может быть, её смерть оказала влияние на мировоззрение К. Васильева и на его отношение к государству, которое не позаботилось о том, чтобы исключить подобные случаи заражения и смерти. На следующий год после смерти своей сестры он написал картину «Русалка», в которой воплотил образ Людмилы на фоне мёртвой воды.


В 1969 году появляется его первая полная картина из нового цикла, связанного с немецким и скандинавским эпосом, название которой – «Световит».

Именно последние семь лет жизнетворчества К. Васильева и его загадочная смерть представляют наибольший интерес. Попробуем отбросить уже годами устоявшееся мнение в обществе о том, что собой представляет творчество К. Васильева, и посмотрим на некоторые факты, о которых нам известно от близких друзей Васильева и о которых «говорят» сами картины художника.

«Световит». 1969г.

    «Один (Вотан) с волками». 28 августа 1969г.     


Картина «Один с волками» попала в музей К. Васильева, находящийся в посёлке где он жил, из Германии.

В начале 1979 года Васильев и трое его друзей: Шорников, Пронин и Кузнецов, были вызваны в КГБ города Казань. Вот что по поводу этого говорит Шорников: «С тех пор, как Костя стал интересоваться древнерусскими мотивами в живописи, перешел к реализму, им овладела такая идея, что во всем виноваты евреи. Из-за антисемитизма его и вызывали. Костя был русский, очень русский человек. Но какого-то там антисемитизма, в котором его обвиняли, в быту у него не было. Костя был Художник, настоящий Артист. У него было много знакомых евреев, он нормально к ним относился. Шостаковича очень любил. Вот, портрет его сделал и подарил ему, когда тот приезжал в Казань...» (Здесь и далее, цитаты взяты из книги Владимира ЛАВРИШКО «Занозы памяти», рассказ «Тайна гибели человека с филином»).

А вот мнение Пронина: «Почему нас вызвали «на Черное озеро»? (Чёрным озером называли место расположения отдела КГБ в Казани. – Автор поста) Кто-то донес – соседи, наверное, – что мы слушаем, якобы, фашистские марши». «Предъявляли нам и претензии, что мы читаем «Протоколы сионских мудрецов», Ницше, Шопенгауэра... Что мы фашистскую кинохронику смотрим. А кинохроника была наша, советская, «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма. Но смотрели мы его действительно десятки раз. Нам нравились там нацистские парады. Нравилась нам и Лени Рифеншталь [URL: https://clck.ru/9jt45 (дата обращения: 26.02.2016)]. Там был организованный порядок многотысячных масс, четкость, лаконизм, красота! Это нам нравилось. Это была реакция на окружающую нас со всех сторон расхлябанность, разболтанность, всеобщий бардак, повальное пьянство, халтуру везде, в том числе и в искусстве. Можно, стало быть, думалось нам, найти идею, объединяющую нацию! Вот Костя в шутку и предложил выдвинуть меня в генеральные секретари, президенты там России или еще как... Чтобы я навел порядок. Вагнера Костя очень любил и очень обрадовался, когда я ему рассказал, что Ленин в эмиграции ходил слушать оперы Вагнера. <...> У нас была просто компания любящих настоящее искусство, литературу, философию людей. А нам хотели пришить «организацию».

Шорников: «Я как-то принес Косте пластинку с «Прощанием славянки». Ему очень этот марш понравился. Он вообще был поклонник монументального, большого стиля в искусстве. Возьмите его портрет Жукова, картины по мотивам Вагнера, древних саг... А где ярче всего был выражен в искусстве этот стиль? У нацистов. После «Прощания славянки» он стал искать другие марши. Набрел на немецкие. Что значит фашистские? У фашистов был один разве только свой марш – «Хорст Вессель» (Интересно, откуда Шорников знает название фашистского марша, если они его не слушали. – Автор поста). А так они слушали обычные старые немецкие марши, давно до них написанные». «Как он мог быть антисоветчиком? Отец его партийным работником был, партизанил... Да не знаю... Это у него было всё больше в области эстетики, художественных категорий, социальный порядок его, по-моему, мало занимал». Тут следует сразу отметить, что в данном случае нельзя оценивать детей, ссылаясь на родителей. Пример тому – история с детьми Микояна, где два его сына в 1943 году были арестованы по делу тайной молодежной фашистской организации «Четвертый Рейх», в которую входили и дети других членов Политбюро.

  А что же «показывают» нам сами картины Константина Васильева?


Читать дальше: (URL: http://stafku74.livejournal.com/3607.html)



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments